(no subject)
a_starkov
Зима неизменно жестоко лишает меня возможности ежедневно ловить рыбу. Из года в год это вынужденное лишение я переношу все сложнее – тяжело смириться с трехмесячным рыболовным «постом» и найти в себе слова, объясняющие для чего, собственно, я должен терпеть это лишение…И с наступлением морозов я уже автоматически начинаю искать варианты продления спиннингового сезона.

Черноморское побережье, ОАЭ, Марокко. В этом году мой друг открыл для себя Сербию с ее тайменями. Ну а для меня в это время соленая вода становится приоритетнее – раз уж придется лететь и тратить деньги на рыбалку, пусть это будет любимое море, нежели пресная вода. Новые рыбы, приманки, техники ловли - школа, да и только.

Никогда я особо и не горел желанием съездить в Грецию. Культурное наследие, туристические места, развалины древних амфитеатров меня не сильно интересовали. Но вот в апреле, во время поездки на Кипр, мы здорово сдружились с местными спиннингистами из команды 3/\ и они рассказали мне о богатстве греческого моря. Не долго думая, мы сразу же запланировали совместный выезд. И вот время для греческой экспедиции пришло.

4103_5-

Итоги или забегая вперед.

Эту историю мне хотелось бы начать с конца. Она была…не то, чтобы провальной по рыбе…точнее будет сказать, не оправдала наших надежд. Поэтому я расскажу о том, чего не случилось, но что могло бы случиться. Расскажу о том, как мы готовились и о нашем пути. Найду ошибки и не найду их в некоторых ситуациях. Расскажу о логистике и снастях. О людях. О море.

Нет, не то, чтобы мы ничего не поймали – это не так. Мы не поймали тех, кого хотели. Хотя встречи с рыбами постоянно случались.

Знаете, это первая поездка изо всех моих, когда рыба была в полушаге от нас. Но сократить дистанцию не получалось. Мы рыбачили – и я не шучу сейчас – на износ. За семь дней мне удалось поспать, в общей сложности, часов восемь-десять. Наша круглосуточная активность не давала своих плодов, не было «случайной» рыбы. Так бывает, когда ты все делаешь правильно – хорошее место, снасти идеальные, время года, споты, местные ребята уверены в том, что мы делаем. Даже рыбу мы нет-нет, да видим – то выход случился у кого-то, то поклевка со следами зубов на металджиге, то проплывающую мимо пирса барракуду увидели в свете фонарей, то сибасс вышел за воблером.

IMGP6727

Это ужасно меня заводило. Литры кофе-фраппе, крепчайшего, со льдом. Новые бухточки, стоянки яхт, пирсы. Событийная цепь перестает дробиться на дни, все сливается в нескончаемую рыбалку. Но результата не было.

Начало.

Как организовать такое путешествие?! На примере этой поездки, я расскажу, как это получилось у нас.

Итак, как я уже говорил, возникла идея. Греция…У киприотов там были знакомые, которые могли бы нам помочь. И было представление о местных условиях ловли. Я же не знал ничего. Лето, переполненное рыбалкой, не способствовало погружению в «греческую» тему.

Далее в работу «включился» фейсбук - стали появляться друзья, страницы о рыбалке в тех краях. Стало понятно, что происходит в стране, а там происходит настоящая спиннинговая революция! Местные издания наполнены статьями о шор-джиггинге и ловле кальмаров спиннингом. Открываются филиалы японских «морских» компаний вроде Apia Greece или DUO Greece, появляется про стафф – специалисты, активно изучающие в своей рыболовной практике эффективность приманок, удилищ, и т.п.

Особо выделялись несколько рыболовов. Путем внимательного изучения их страниц с фотографиями, стало складываться понимание о местных рыбах и их предпочтениях.

Я помнил слова киприотов о том, что море там глубже и рыбы крупнее. На фотках, в основном, фигурировали сибассы, барракуда, луфарь (он же блюфиш ), лихия (лирфиш), мелкие тунцовые, макрель и дентексы. Греки во всю использовали крупные воблеры длиной 170-190мм, силиконовые приманки для сибасса и шор-джиггинг. Сезон к осени набирал обороты и это стало понятно по количеству свежих фотографии. Апогеем стала фотка Маркоса Видалиса – местного «авторитета» - с двумя пойманными небольшими меч-рыбами.  Пойманного шорджиггингом, с берега! Правда, нелегального малого размера, и уже мертвыми, но...

Т.е. Греция как страна обладала потенциалом, определенно. Место нашей дислокации выбирали киприоты – им оказался городок Превеза. Он расположен на материковой части, примерно в пятистах километрах к западу, входе в большой залив. Я ничего о нем не знал до самой поездки, доверился интуиции.

К нашей компании решили присоединиться мои украинские друзья. И еще Саша Волынкин должен был после своей поездки в Сербию присоединиться к нам примерно в середине нашего путешествия. Т.е. нас набиралось много.

5580_1

Технически, все решилось просто. Недорогой отель без завтраков и ужинов, неподалеку от порта Первезы предоставил нам номера, мы забронировали их заранее. Через интернет киприоты нашли микроавтобус, который вместил всех нас. Парни распечатали подробные карты побережья и наметили места ловли. Связались с местными спиннингистами из Первезы и ближайшего городка Арта. Все было готово.

Неудача первая. Луфарь.

Представьте себе утро, чудесное утро в средиземноморье. Солнышко щекочет портовых собак, мандарины свисают через заборы и подмигивают вам, неспешным путникам в утреннее кафе. Стоп, вот тут-то и начинаются сложности. Греки почти не завтракают. Кофе – это утренний максимум. Найти полноценный завтрак в Превезе оказалось не просто.

Но речь о луфаре… Волею судеб и теплых течений, она не встречается в прибрежных водах Кипра, а в Черном море размеры луфаря оставляют желать лучшего – лишь изредка в отчетах крымчан проскакивают упоминания о килограммовых рыбах. Она манила нас. Мы хорошо помнили фотографии и видео от итальянцев и испанцев, где царит настоящий культ этой мощной рыбы.

И вот, сидя за чашкой кофе в местном кафе, мы замечаем человека на скутере, со спиннингом наперевес. Взоры наши устремляются на приманку и ей оказывается огромный поппер. То, что надо. Это след…

На набережной мы находим толпу местных парней, которые забрасывают «халко руста попперы» громадного размера в море. Так-так. Это след. Луфаря.

«Вчера, и позавчера, и за день до этого мы ловили по 3-5 рыб каждый…примерно такого же весе – по 3-5кг… А сегодня ушла рыба». Это как приговор. Это даже хуже, чем ничего.

Стаи луфаря заходят в бухту Превезы через узкий пролив, идут по кругу и активно кормятся, подъедая кефаль. Кефали, этой всеядной «помоешной» рыбы, много в городе… «Если рыба ушла только вчера, теперь она может появиться здесь через недельку, или две. Нужно подождать». Но мы не можем ждать. У нас просто нет на это времени. И мы отправляемся в погоню за луфарем. В самое узкое место пролива.

Пару утр и один вечер мы потратили на то, чтобы найти этого поверхностного хищника в узком проливе, на входе в бухту. В этом сужении присутствует сильное течение, направление которого меняется раз в несколько часов. Местные спиннингисты говорят, что это очень хорошее место и шанс поймать пелагиков здесь максимально велик. Мы перепробовали все, что могло бы подойди для этого места. Кроме нескольких мелких рыб-ящериц, мы увидели лишь однажды некий намек на «голевой момент». У Вани начались выходы на топ-вотер. Какая-то рыба явно им интересовалась. Я быстро поменял приманку, и тоже увидел несколько скромных выходов – это было похоже на окуневые прикусывания, а не на шумные атаки морских рыб. Ну и была поклевка у Вани…без продолжения. Наши попперы, стики, и крупные воблеры оказались не у дел.

PB080491

Как-то утром мы попытались найти луфаря около рыбных ферм. Думаю, вы знаете, что сибасс и дорада – морской карсь , выращивается в плавучих садках. Аквакультура имеет приличное развитие в Греции и к такому хозяйству нас как-то привез местный молодой спиннингист Тсакирис. Дело в том, что садки привлекают огромное количество самой разной рыбы. В моменты кормления «невольников», часть корма попадает в «свободный доступ», проходя сквозь ячеи сети. Это вызывает резкий всплеск активности у рыб – и у мирных, и у хищных. Каким-то образом они знают часы кормления и стараются успеть.

Но даже в такой суперточке мы не видели поклевок. Местные рыбаки опутали сетками все подходы к фермам…

PB050415

Сибассовые страдания.

Эта рыба была желанным трофеем, нашей надеждой. Мы планировали наловиться им вдоволь. У Киприотов не так много практики по этой рыбе. Его не так много у берегов Кипра. А мне он снился…и предстоящая поездка в Марокко должна была стать «закреплением греческих уроков». Стоит ли говорить, что мы были технически идеально готовы к его ловле?! Удилища, катушки, шнуры, шок-лидеры, приманки – все как надо.

Первое утро Тсакирис привез нас в устье маленькой речушки, впадающей в море. Ловить предстояло в устье, и в самой реке. Сильно мешали кусты и места было не много…

PB050413

Такая ловля набирает обороты в Греции. Каждое утро, еще затемно, сибасс заходит в реку и поднимается на несколько километров вверх. Он активно кормится, и после рассвета уходит обратно в море. Часто ловят его в самой реке – та, на берегах которой мы были, имеет ширину всего метров в 20-25. Вейдерсы, ловля в забродку. Вообще, антураж, конечно, не морской – кусты, камыш по берегам, течение. Рука так и норовит забросить воблер по коряжку под камышовой стенкой на том берегу. Стоп, а почему, собственно, воблер? В эту поездку нам пришлось ломать стереотипы. Воблеры у местных ребят на втором месте, все они ловят на «резину»…

Выглядит монтаж следующим образом – джиговая головка (чаще, в форме рыбьей головы) с насаженным на нее слагом. Или чем-то подобным. В ходу приманки Lunker City SlugGo и красивые слаги FishArrow длиной в 4-4,5 дюйма. Иногда используют что-то похожее на «техасский монтаж», с офсетным крючком.

Проводка всего это напоминает плавную нашу джиговую ступеньку. Плавные подбросы приманки удилищем над дном. Так ловят не только в устье, но и в портах, и вообще везде.

В речке нам не повезло. Не было поклевок. Около рыбных ферм мы видели парочку некрупных рыб, выходящих за воблерами. В портах нам попадались единичные мелкие рыбы. На воблеры, на резину у парней поклевок не было. Я пытался ловить за пределами порта, на мелководье, в прибое. Ловля увлекательная по своей динамике, нужно хорошо чувствовать движение и ритм волн, контролировать свою приманку. Уметь вовремя отдать шнур и обвести препятствие или риф. Безрезультатно.

3019_4-

В крошечных лодочных стоянках и крупных яхтенных портах мы проводили ночи напролет. Сибасс был рядом, но почему-то он был недоступен. Иногда мы видели отдельных рыб, проплывающих вдоль причальной стенки. Иногда мы замечали тени под лодками. Иногда что-то ловили, но все это было не серьезно…

И объяснения этому нет ни у нас, ни у местных.

3022_3-

Из этой рыбалки я вынес одно – это довольно умная рыба. Он ведет себя очень по-разному. Может держаться в портах и быть крайне осторожным. Ловля его в таких местах схожа с ловле басса. В ход идут т.н. spy-baits, приманки с аккуратной подачей. Воблеры некрупные, топвотеры, слабоогруженный «силикон». А может жить в прибойной мелководной зоне, на каменистых пляжах, с ревущим прибоем и сильными течениями в каналах рифа.

Как-то у меня получалось ловить некрупных сибассиков и под стоящими в порту яхтами – почти вприглядку! И ночью, на пелагические головки, в портах у стенок. И на воблеры между яхт. И нас тики вдоль камней наружной портовой отсыпки. И классическим джигом во время рокфишинга в центре города. И на булеры возле разводного моста. Но все это единичные рыбы, некрупные, пойманные очень легкой снастью.

В погоне за лихией.

Если бы вам посчастливилось побороться с этой рыбой хотя бы раз, вы бы поняли наше возбуждение лишь при упоминании этой рыбы. Это могучий боец, настоящий серфер, живущий в прибойных волнах. Рыба, которая является желанным трофеем для итальянцев и португальцев, испанцев и греков. Каждый трофей ценен и он остается в памяти надолго. Рыбы могут быть по-настоящему большие. И невероятно сильные.

Мой товарищ из Лимассола, Грег, полгода назад рассказал мне о своей мечте. Он жаждал поймать лихию больше десяти килограмм. Несколько лет он караулил ее на песчаных пляжах и возле других интересных точек. Высчитывал оптимальный ветер и высоту волн. И…поймал этим летом на Кипре рыбу своей мечты.

0570_10-

Два утра мы посвятили этой рыбе. Два утра мы были в невероятном возбуждении и это были, пожалуй, два лучших утра этой поездки.

Просто представьте себе пляж до горизонта, где мыс, ограничивающий пляж, виднеется черной точкой. Крупный песок под ногами, метровую волну, которая лижет ваши голые ноги в закатанных штанах. И солнце, и соленый ветерок, доносящий до вас брызги прибоя..Да вы и сами в прибое...

Мощное удилище раз за разом отправляет крупный поппер в даль, перебрасывая набегающую волну. Руки быстро и точно дергают удилище и поппер летит по поверхности воды, оставляя пенный след. И вдруг…как-бы случайно…вы замечаете силуэт в самой поднявшейся волне, которая мчится к вам, собираясь обрушиться пеной к ногам. Силуэт стремительным серфером проносится внутри волны параллельно берегу и это кажется миражом. Но это не мираж, это лихия охотится.

Наши линии не пересеклись. Мои поппер и вектор ее движения..оказались в разных измерениях.

Но счастье быть там. Счастье знать. что она рядом – и день идеален для этого. Снасть что надо, и тело, упруго скручиваясь и вкладываясь в каждый заброс, готово к бою.

6991_6-

Эта рыба любит прибой. Ветер выдавливает кефаль к берегу и месит ее в прибое. Лихия приходит поздним утром на пляжи и ищет стаи кефали, охотясь с самом прибое. Рыбы бывают грандиозные. Моя удочка имела тест PE3, шнур был PE2 и я был готов к длительной борьбе с непредсказуемым результатом. Но не случилось…И я не знаю, почему. Возможно, я еще не готов и судьба припасла встречу с ней в ближайшем будущем.

Помню, как бегали от волн на пляже - прибой был очень сильным. Волна отходит и ты выжидаешь момент. Короткий забег и заброс со всей удали - удочка послушно выстреливает тяжелый тонущий минноу в пучину и ты бежишь обратно, спасаясь от набегающей волны. Шипящей и кипящей, догоняющей тебя и забивающей песком ботинки...

PB070461

Арис, мой греческий товарищ, много рассказал мне о лихии. Мы болтали, сидя на песке и глядя на волны. Он рассказал, какой силы бывает ее поклевка. Рассказал о том, что не удается вытащить рыбу более 20кг с берега…Мы разглядывали громадные попперы и skipping-lures в его коробке, попивая фраппе в местной кафешке, у громадного окна, за которым бесновалось море. И я проникался всем этим, складывая в голове предстоящее путешествие в Марокко, где и произошла моя первая встреча с этой рыбой. «А почему бы мне не отправиться в Дахлу, в Западную Сахару…я же видел много фоток с лихией из того региона. 1200 по побережью Атлантики, между песком и океаном, без городов, отелей и заправок…хм». Но это уже другая история…

Не удавшийся шор-джиггинг.

Шор – джиггинг, уверен, малозначимые слова для большинства наших рыболовов. И много говорящие в Японии, Греции, Италии…тех странах, где есть море и береговой спиннинг. Это стиль ловли спиннингом с берега. Чаще, со скал. Или портовых стенок. Или даже песка..Мощные удилища, даже при тесте в 60 или 80 грамм рассчитаны на ловлю металджигами – металлическими приманками агрессивной, рывковой проводкой. Поэтому мощность их по шнуру бывает очень серьезной. Да и вообще, мощность может быть очень серьезной при относительно небольших тестах. Удочки среднего строя, чтобы помогать подбрасывать приманку после рывка. С длинным форгрипом для удобного силового вываживания.

Это стиль ловли набирает популярность в Греции. Глубокое море, скалы с глубинами сразу под ними, много пелагической «злой» рыбы. Дентексы, мелкие тунцы, макрель…

Как-то мы выбрались в одно удаленное местечко, небольшую бухту, отделенную от моря каменистым валом. Ветер был в тот день не сильный, метров пят в секунду. Но море было очень живым, волна достигала полутора-двух метров. Выйдя из бухты на скалы, я сразу понял, что ловить не смогу. И первые полчаса стоял, словно завороженный, любуясь стихией. А посмотреть было на что. Ревущие волны молотили в скалы так, что брызги поднимались на высоту трехэтажного дома. В каких-то еле видимых щелях, где волна немного дробилась, парни умудрялись пытаться что-то ловить. И часть нашей команды отправилась куда-то далеко, карабкаясь по рифу и уворачиваясь от волн. С ними был Сулис, мой кипрский друг, большой любитель такой ловли. И он хотел встречи с греческими рыбами.

PB070440

Скажу, что парни вернулись ни с чем. Ловить оказалось почти невозможно. Кроме того, смыло нашего проводника, Тсакириса. Это смертельно опасно, быть смытым с пятиметровой скалы волной. Шансов уцелеть в адской кутерьме почти нет. Волны свирепствуют и разбиваются о скалы с невероятной силой. Вылезти в такой прибой нет никаких шансов. Тсакирису повезло, он зацепился рукой за скольный выступ – острейший, надо сказать! И уцелел, парни втащили его на безопасную площадку. Но ладонь была изодрана и ловить уже всем расхотелось.

8107_8-

Мы возвращались в это место как-то утром, на несколько часов. И я пробовал эту необычную для меня технику ловли, выбирая удобное положение удилища, силу и амплитуду рывка. Стоял на скале. Метрах в пяти над уровнем моря, подо мной была двадцатиметровая бездна и море сочно шлепало мягкими волнами в камень . Какая-то рыба откусила мой пилькер при выматывании, у самой поверхности. И я видел пару силуэтов, несущихся за приманкой опять же на выматывании. Ну и пара каракатиц…Это все, что мне удалось поймать шором.

Барракуда?!

Мне мечталось половить ее непременно в портах. Непременно на крупные воблеры. И мы посвятили пару вечеров поиску этой рыбы.

Представьте себе тихий ночной порт. Время давно за полночь, абсолютный штиль. Воздух наполнен солью и портовыми запахами, витает аромат ночных цветов. Крошечная бухта с причальной стенкой из камня по всему ее перметру. Фонари, скамейки у самой воды. Рыбацкие лодки и красавицы-яхты. Толстый кот вразвалку бежит по своим кошачьим делам в желтом свете…И вот в центре бухты раздается всплеск, потом еще один. Она! И тут же летят туда воблеры, со свистом разрезая ночной воздух. Рывок, рывок…на паузе начинает подрагивать веко, толи от усталости – третий день без сна пошел, толи от внутреннего напряжения и ожидания поклевки…

PB110574

Ее мы тоже не поймали. Лишь однажды была поклевка на «резину» и друга Ариса и несколько раз в одном порту мы видели ее, проплывающую у самого дня. Метровую рыбу, скользящую в «жидком воздухе». Почему? Мы не знаем. Делали все правильно.
Зато было много каракатиц. Кальмары пурпурного цвета ловились на эги - но кто же их ловил?! Осьминога поймал Тсакирис - здоровенного! Но...барры не пришли.

Заключение или через тернии…

Вы знаете, я вернулся абсолютно счастливым человеком. И сейчас, печатая этот текст, я улыбаюсь. А…как же неудачи и не пойманная рыба, спросите вы…

Мои киприоты расстроились немного, вот это стало для меня единственным поводом для огорчения. Они так хотели испить греческой драйвовой рыбалки – готовились и все такое…Им не свойственно путешествовать и эта поездка была чем-то невероятным для них. Но…мы были вместе. На нашем интернациональном рыболовном автобусе мы исколесили все окрестности. Мы сделали все, что могли. Не сдавались. Рыбачили без остановок.

Исчезли языковые барьеры. Мы понимали друг друга лучше, чем некоторых соотечественников. Это рыболовное братство, друзья. Вдали от ТВ и интернета, политики и курса доллара. Это время – уверен – лучшее в нашей жизни. Они наполнено путешествиями и «немножко сумашедшими» людьми разных национальностей. Так что это удача. Моя удача рыбачить рядом с теми ребятами бок о бок. Несмотря ни на что.

3703_9-

Стоит ли ехать в Грецию на рыбалку – однозначно, да. Там отличный рокфишинг и большие возможности для разноплановой ловли. Наш опыт, скорее, исключение из правил. Так бывает. Это…море.

П.С. Статья размещена вот тут - http://spinningline.ru/zhurnal/38/7-gretsiya

• 1
Клевый отчет, даже и почти без рыб! :)

Отличный рассказ.На новом месте попасть на рыбу,это должно повезти.У меня, почему то так.И видимо не только у меня...Еще можно Богов попросить о помощи,не теперешних,не тех,что в тренде,а старых...Своими словами..."Пошаманить", одним словом.:)

За барракудой и кинг фиш очень советую троллинг в окрестностях Дубая. Несколько раз выезжали почти до границы с Ираном - клёв отличный. лучшее время для рыбалки - зима.

Максим, спасибо за коммент! Но...троллинг не интересен ни в каком виде. Нет цели поймать рыбу любой ценой. Есть желание поймать ее спиннингом. Знаю, что в тех краях есть интересные варианты ловли около нефтяных платформ в море - вот об этом мечтаю...

Андрей,хорошая статья. Я уже однажды писал, что на Кипре есть места, где можно рыбу ловить очень результативно. Это Северный Кипр, район от Татлису до самого мыса Карпаса. Там около берега глубины от 8 до 45м. Сам я часто бываю в тех местах осенью и весной, могу помочь с организацией экспедиции.. (avt01@yandex.ru)

Edited at 2017-03-27 09:41 am (UTC)

не уверен, что к платформам подпускают без особых разрешений. я очень люблю спиннинг и Волгу, ловлю разную рыбу и когда друзья первый раз позвали на троллинг, у меня было похожее мнение об этом виде рыбалки, НО, после первой пойманной барракуды, всё поменялось. Спиннинг, безусловно, любимый способ ловли и на Волге! :) На Фуджейре Вы уже ловили, как понял из видео, если ошибся, отель не знакомый, то очень советую! там с местными при отелях можно договориться на ловлю на спиннинг с лодки, там и недалеко от берега много разной рыбы.